26 января мы начали работать над проектом шаблона презентаций для Билайна в рамках конкурса, объявленного генеральным директором компании Михаилом Слободиным. Ключевая мысль — текущий шаблон презентаций Билайна никуда не годится, потому что у сотрудников в нем получаются плохие презентации. Хорошо. Проверим, работает ли гипотеза о том, что классный шаблон решает проблему плохих презентаций.




ЭТАП №1. ИССЛЕДОВАНИЕ

Продаю душу дьяволу и достаю тот самый шаблон, о котором говорит Михаил:

Продолжаем погружаться. Скачиваем огромную пачку презентаций на Slideshare по ключевым словам. Мысленно выдаем Леониду премию за лучшие (публичные) корпоративные презентации в компании.

Разрываем скачанные файлы презентаций на отдельные слайды, разбираем архитектуру каждого слайда, собираем все в одну огро-о-мную кучу всячины из 400 слайдов (по моим ощущениям, это всего лишь дневная норма производства слайдов в компании). Затем очищаем зерна от плевел — отбрасываем лишнее и наводим порядок в коллекции наших «скелетов»:


Переводим картинки вот в такие слайды Keynote (без каких-либо гипотез):


Копаем глубже. Михаила тема презентаций трогает эмоционально. С какими слайдами выступает он сам? Нашел показательное выступление на тему запуска сети LTE Билайн в Чувашии в апреле прошлого года. Вырезаем слайды и оттуда:

Отлично, теперь у нас полный комплект практических слайдов компании. Пора за дело.




ЭТАП №2. СОЗИДАНИЕ

Идем за лучшими дизайн-практиками Билайна на официальный сайт, скачивем брендбук, смотрим текущую рекламную кампанию со Светлаковым, заглядываем в Behance и Dribbble, отсматриваем мусор на Free-lance. Пытаемся понять менеджеров компании, принимающих дизайн, и мысли дизайнеров, проектирующих для клиента классные приложения и сайты:

Здорово, движемся дальше.



ЭТАП №3. ТРЕБОВАНИЯ

Переходим от теории и собирательства к практике. Формулируем требования к конечному результату.

а) Свежесть, яркость и современность

Каждый слайд должен настолько крутым, простым и понятным, как рекламный биллборд со Светлаковым. Много «воздуха», минимум текстовой информации и четкий месседж, считываемый даже при скорости пролета мимо в 120 километров в час.




б) Новый уровень производимых слайдов, кто бы из сотрудников (от Калиниграда до Алматы) ни делал эту презентацию.

Cделать так, чтобы нужно было сильно захотеть, чтобы в шаблоне сделать плохие слайды. Чтобы плохо было сделать сложно и очень стыдно, а проще и быстрее сделать хорошо и красиво. Формулировка убийственная, кстати.

в) Четкая адаптация к современным условиям использования и транслирования презентаций

Выступаешь ты перед аудиторией, отправляешь презентацию по почте, печатаешь ее на бумаге (согласитесь, такое в компании происходит очень часто) или загружаешь презентацию на Slideshare — на каждую ситуацию должно быть свое решение. Переключение между разными ситуациями должно быть тоже максимально простым.



ЭТАП №3. АДСКИЙ ТРУД

Засучили рукава — начинаем пахать, следуя описанным выше принципам.

ШРИФТ

Шрифт — это всегда краегольный камень при разработке шаблона. Но на риск идут только классные компании. Билайн, на мой взгляд, как раз среди них.

Почему все шаблоны презентаций в PowerPoint в больших компаниях сделаны в «безопасных» системных шрифтах Arial, Calibri и Tahoma? Потому что 99,9% заказчики уверены, что установить фирменный шрифт на все компьютеры — сложно, что это не будет принято сотрудниками и воспринято как новая «хотелка» руководства, что придется тратить массу времени на техническую поддержку этого внедрения и потратить миллионы на лицензию шрифтов и многое-многое другое. Согласен, доводов достаточно, но классные компании знают, что мир не стоит на месте, и у каждой проблемы есть элегантные и эффективные решения («ЭЭ-решения»).

Фирменный шрифт Билайна — Officina Serif — не из системных и не из «безопасных». Но! Наконец фирменная гарнитура, разработанная еще в 1990 году, теперь может жить в презентациях всех сотрудников Билайна всего за тысячу долларов в год для трех начертаний:


При покупке этой лицензии фирменный шрифт Билайна будет встроен в файл PowerPoint и открываться в формате редактирования на всех компьютерах с версией PowerPoint 2010+ — устанавливать его никому не нужно, можно даже отправлять файл в формате .pptx (а не.pdf), и все будет считываться прекрасно. Нужно только купить.

ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ

Глобально. Почему сотрудники делают такие плохие слайды? Они помещают на них слишком много контента. Почему? Потому что PowerPoint разрешает и упрощает процесс запихивания, казалось бы, невпихуемого объема контента — текста, картинок, буллетов и схем. Можно заказывать бесконечные тренинги по верстке слайдов, но решит этот вопрос интерфейс шаблона:



а) Фон и акценты. Есть только белый фон и одна желтая плашка — выделить нужно только одно. Решайте, что именно.

б) Заголовки. Играют важную роль — они уменьшают пространство для фантазии и ограничивают в объеме контент на слайде. Раньше для контента было 80% площади слайда, сейчас — около 50%. Причем заголовок настолько огромный, что по сравнению с ним должно быть неловко делать мелкие элементы. Значит, нужно укорачивать месседжи или разбивать на несколько слайдов — сотрудники поколения Y (оно же поколение микроблоггинга, статус-постинга и инстаграма) будут вам благодарны.

в) «Пчелиные» буллеты. Они нам понравились — мы их отрисовали и встроили в шаблон:



г) Стиль фотографий. Уверен, у Билайна уже очень богатая база снимков «в стиле Билайн» — особенно это касается кадров с пчелино-полосатыми объектами. Так или иначе, для слайдов желательно использовать картинки с белым фоном — они будут смотреться ярко, чисто и очень вкусно. Главное не забывать использовать картинки высокого качества.

д) Иконки

По стилю отказываемся от любых объемных иллюстраций и иконок, переходим к понятным образам в виде плоских иконок — их всегда можно скачать в нужном цвете с thenounproject.com:



е) Новые идеи

Современный Билайн — это про «мобайл» (интернет, технологии, сервисы и прочее). Мобайл сейчас — это про смартфоны. Смартфоны сейчас — это новый слой интерфейсных решений, которые уже привычны всем продвинутыми и не очень пользователям. Поэтому в качестве первого шага в этом направлении мы внедрили небольшой кусок в стиле Material Design (не 3D, а плоскости и тени) из меню билайновских приложений:



УРА! ШАБЛОН

Дьявол, как известно, скрывается в деталях. Что и говорить про PowerPoint, где при разработке шаблона приходится работать как заправский интерфейсный UI-специалист, упрощая и выводя для пользователя выдержку из сотен функций программы. Нам потребовалось 12 итераций и 3 практических тестирований шаблона, чтобы прийти к финальному формату.

Шаблон презентаций Билайн представляет собой:

  1. Шаблон с набором образцов слайдов и бонусом
  2. Примеры слайдов «до» и «после» внедрения шаблона — классный обучающий материал


ОБРАЗЦЫ-СЛАЙДОВ

Есть две идентичных темы, легко переключаемые между собой — это «белая» (для отправки по почте, экономной печати и выступлений в светлой аудитории) и «черная» (в первую очередь для важных выступлений в темных аудиториях). Для каждой из тем настроены своя цветовая палитра.


СЛАЙДЫ «ДО» и «ПОСЛЕ»

Тот, кто не «прожил» шаблон на собственных нервах и не натер мозолей на пальцах, верстая в нем слайды, дает эфемерный, воздушный, «незаземленный» продукт, который не будет работать.

Поэтому инвестируем огромные ресурсы в сборку слайдов из картинок (со Slideshare если и скачиваются, то .pdf-файлы) и в редизайн почти всех слайдов, что мы отобрали. Но оно того стоит, смотрите, какие крутые — яркие и вкусные — слайды можно создавать быстро и легко:

Титульные слайды

ДО

ПОСЛЕ











Внутренние слайды


ДО


ПОСЛЕ























Важно, что:

  • Здесь и везде далее мы ограничили минимальный кегль заголовков — их НУЖНО будет придумывать теперь кратко и ёмко. Так все будут «в плюсе».

  • У пользователя всегда есть возможность сделать список классическими буллетами, если с ними ему все-таки привычнее.


МЕГА-БОНУС

В файле шаблона скрыт целый ряд сервисных слайдов, которые содержат большой набор инструментария для быстрой верстки презентаций. Теперь у сотрудника всегда будет под рукой «чемоданчик презентатора»:


1.

Палитра цветов для диаграмм или схем — чтобы не выходить за рамки фирменных цветов

Надпись про конфиденциальность информации, изложенной в презентации — чтобы не выдумывать и не искать формулировку

2.

Набор плашек и рамок для оформления фотографий и подписей к ним (с градиентом и без него, с полупрозрачностью и без нее, круглые и прямоугольные)
3.

Изображения PC-ноутбука, Macbook Air, Android-смартфона или iPhone для схематичной демонстрации экранных скриншотов
4.

Векторная карта «Страны Билайн», где все страны отделяются друг от друга — их можно использовать как вместе, так и отдельно (что оценят группы сотрудников по СНГ)
5.

Готовые вкладки «меню» для структурных и поэтапных слайдов
6.

Заготовка для оформления цитат
7.

Логотипы Билайна (RU/ ENG для двух типов фонов)
8.

5 наборов тематических иконок




Из дополнительных опций на будущее:

— шаблон для презентаций на английском языке или для иностранных сотрудников (английский логотип Билайн, английские подписи и гайдлайны),

— аналогичный шаблон для презентаций в Prezi,

— онлайн-сервис с интеграцией с TheNounProject, где любую иконку можно скачать сразу в стиле Билайна (по цветам и даже градиенту).



ЭТАП №4. ВНЕДРЕНИЕ

Что важно при внедрении такого шаблона в компании?

На всех уровнях, при постановке задачи на разработку презентации, нужно будет отменить вредную привычку ограничивать результат в слайдах (например, «Но только не больше 5 слайдов!»). это всегда приводит к «слайдоментам» — слайдам, агрессивно перегруженным контентом.

Сотрудников нужно будет обучить принципам выделения ключевой мысли слайда, краткому копирайтингу и информационному стилю текстов.